C O D E - I N F O . R U

Системы охлаждения


Охлаждение, куллеры

Поговорим о системах охлаждения !

1) Снимите наконец-то свою боковую крышку с корпуса системника, прекращайте его парить. Если конечно у вас нет собаки или кота, которые могут "метить", а также не бегают маленькие дети). Не перегревайте комплектующие, чтобы не было термоусталости. Термоусталость(неизотермическая малоцикловая усталость) – разрушение при повторных упругопластических деформациях, вызываемых стеснением температурного расширения материала. Не ставьте вентилляторы на выдув одновременно на заднюю стенку и над процессором - это ухудшит охлаждение.

2) Миф о замене термопасты придуман работниками сервисов, Вы не найдёте в руководстве к материнской плате или сайте производителе таких рекомендаций, сухое не значит нетеплопроводное, термопрокладки применяемые вместо термопасты сухие, но великолепно работают, защищая при этом например от сколов северный и южный мосты !
Кроме того если Вы будете без предварительного прогрева феном отрывать прилипший радиатор северного или южного моста, или видеокарты с открытым чипом, то есть вероятность того, что вы сколете чип, а это уже по стоимости ремонта почти равно новой плате или видеокарте. Меняйте термопасту только если необходимо снимать куллер, а старая термопаста уже засохла, вытрите поверхность радиатора и ядра или крышки процессора любым средством, будь-то растворитель, бензин или мамина жидкость для снятия лака для ногтей. Смысла в дорогих термопастах нет, он есть только на видеокартах от 200 ватт, там всё же лучше будет жидкий металл. Термопасты КПТ-8 и КПТ-19 густоваты, что даёт толстый слой, иначе не размажешь, поэтому капните каплю силиконового масла и она станет менее густой, что позволит нанести тонким слоем.Термопаста Радиал имеет более жидкую консистенцию.

3) 2 основных параметра вентиллятора - это воздушный поток (CFM) и воздушное давление (mmH2O) : первый важен для выбора вентиллятора для корпуса, и характеризует сколько кубических футов прокачает вентиллятор в минуту, второй силу воздушного давления, и показывает какой толщины радиатор сможет продуть ваш вентиллятор. Выбирайте тихоходные вентилляторы с большим количеством лопастей, они более эффективны на низких оборотах, а следовательно будут тише и долговечнее, кроме того аэродинамические наплывы и вырезы на лопастях, а так же более сложная форма прибавит эффективность охлаждения. В идеале это массивный радиатор весом в районе килограмма на тепловых трубках , т.к. это на сегодняшний день лучшее, а лето у нас сами знаете какое, с большим куллером крутящимся от 300 или чуть больше оборотов до 1300 или более в пике нагрузки - это предотвратит появление трения срезания на больших оборотах, т.к. у меня был куллер за 50 баксов у которого минимальные обороты были 2000, гудел как пылесос и так же быстро зашумел, т.к. любой новый подшипник должен притереться сначала на маленьких оборотах, поэтому его надо подключить на несколько часов от 5 вольт. Учтите, что если у вас отдельная видеокарта, то она будет неслабо подогревать процессор своим поднимающимся теплом, поэтому лучший здесь вариант - башня с куллером сбоку (чтобы воздух брал не с видеокарты), но если термопакет процессора до 65 ватт то волноваться не стоит, подойдёт и боксовый, но компания AMD пишет на своих APU термопакет 65 ватт, но ваттметр показал порядка 130 ватт, я долго не мог понять почему мой современный проц с термопакетом 65 ватт греется как четвёртый пентиум 125 ваттный, ваттметр всё прояснил :-) .

4) Используйте разьёмы с ШИМ-регулировкой(Широтно-импульсная модуляция (ШИМ, англ. pulse-width modulation (PWM)) вентилляторов 4-pin или 3-pin c регулировкой на материнке и настраивайте его в BIOS, выставьте обороты согласно температуре, во всяком случае на моих материнках MSI на сокете FM2+ такая регулировка есть, но регулироваться на современных материнках будет даже 2-pin куллер, например у меня на плате MSI низкие обороты выдает только разьём SYSFAN он выдаёт от 5 вольт и повышает до 12 при нагрузке, а вот разьём CPUFAN уже требует именно чтобы куллер по паспорту крутился с маленьких оборотов, подключив к нему куллер 3-pin он не крутится в простое медленно как на разьёме SYSFAN, но ничто не помешает вам впаять несколько диодов последовательно в разрыв красного провода для снижения скорости вращения, каждый снизит на 0,7 вольт, незабудьте надеть термотрубку или заизолировать качественной  изолентой, дешёвая со временем разматывается ! Но только после впаивания проверьте раза 2-3 чтобы вентиллятор стартовал при запуске ПК, иначе выпаивайте по одному и продолжайте тест.

5) Не используйте силиконовое масло, оно высыхает и куллер заклинит, так же оно имеет низкую несущюю способность, будет тоньше плёнка масла - выше износ, также нельзя : циатим, и графитку, они загустевают через 3-6 месяцев. Чем выше вязкость, тем выше  несущая способность масла, а высокая  несущая способность масла обеспечивает снижение износа. Смазывайте, предварительно очистив втулку и вал растворителем или бензином и присмотритесь к поверхности втулки внутри, бывает там мусор или куски чегото, а это уже великолепный абразив, на таких то оборотах ! Для вентилляторов стоящих не на радиаторах и не на выдув(т.к. там нагрев) берите качественное синтетическое масло, у него одинаковые размеры молекул, а следственно меньше трение, оно меньше теряет свойства от времени, лучшее из того чем я смазывал - присадка в моторное масло с дисульфидом молибдена от фирмы MANNOL - она очень скользкая, что теоретически приведёт к безконечной работе узла, гусак смазанный ею в кране в ванной летает вокруг оси от лёгкого толчка, ни смазка хадо с тефлоном, ни силиконовое масло не давало такого лёгкого вращения, но её много лить нельзя, т.к. дисульфид молибдена - абразив, добавлять её надо примерно 1/16 часть в масло. Для вентилляторов которые стоят на горячих радиаторах(процессор, видеокарта, БП, мосты, мосфеты, вытяжные) берите высокотемпературные густые смазки, ибо кинематическая вязкость падает пропорционально росту температуры, а это значит, что исчезнет маслянный клин между поверхностями и будет отсутствовать идеальный тип трения - гидродинамический, чтобы было понятно не инженерам, объясню простыми словами : при нагревании обычное масло превратится в "водичку" и не будет создавать необходимый зазор для пар трения - результат быстрый износ, особенно на больших оборотах !.

6) Для неизношенных подшипников скольжения вращающихся от 500 до 1500 оборотов нужно смазки вязкостью 150 - 220 сСт, от 1500 до 3000 оборотов 100 - 150 сСт.Чем выше обороты, тем ниже вязкость смазки, и чем ниже обороты, тем выше вязкость - это необходимое условие для гидродинамического трения. Для кулеров ПК по температурным свойствам и оборотам подойдёт смазка классификации NGLI 2. Многие думают, что 100% износ - это когда заклинило или когда шатается всё и выпадает, но физика наука точная, и 100% износ - это когда пики гор шероховатостей под микроскопом стёрты, что подтверждают слова мастеров, подшипник будет с виду не изношен, но будет гудеть и вибрировать.Чтобы отсрочить износ подшипника, а так же для придания прочности смазочной пленке необходимы присадки в смазку, которые заполняют микропоры в металле. делая поверхность трения гладкой - например дисульфид молибдена(повышает несущие свойства других смазок) или кондиционер металла, поэтому при выборе смазки или масла необходимо читать какие присадки входят в состав, так же необходимы противозадирные присадки. SMT2, кондиционер металла, тоже не помешает, повышает ресурс и фрикционный запас надёжности, если даже масло выработается он будет крутить ! За неимением под рукой автомобильных масел и смазок можно взять обычное касторовое если срочно надо что-то починить, но помните, в нём нет присадок, к тому же оно вязкое, что отлично подойдёт для зашумевшего подшипника.

7) Подшипники качения компьютерных куллеров смазки не требуют, но часто встречаются комбинированные : втулка и подшипник, такие надо смазывать, обычно на дешёвых пишут, что подшипник качения, но там половина это обычная втулка, а половина маленький подшипник, обычно настоящий подшипник маркируется 2 Ball Bearing
Гидродинамический подшипник не требует периодической очистки и смазки т.к. он герметичен и смазка циркулирует в закрытом контуре, но он не может работать на низких оборотах, из-за невозможности создания достаточной подъёмной силы для циркуляции смазки. При использовании такого вентиллятора на низких оборотах он может вскоре выйти из строя или сильно уменьшится его ресурс. Так же при старте и остановке уменьшается толщина смазывающего слоя, поэтому если Ваш вентиллятор будет часто включаться и выключаться, то выбирайте любой другой.

8) Зашумевший подшипник можно лишить вибрации снизив обороты в простое до минимума или заменить на новый, в корпусных и процессорных вентилляторах используется подшипник 693ZZ 3x8x4 мм, в видеокартах меньше.

9) Если куллер блока питания шумит в простое(около 1000 оборотов), то можно поставить ШИМ вентиллятор паралльно процессорному или системному разъёмам через раздвоитель для куллеров, либо делается схема: куллер запитывается от 5 вольт через диод(чтобы 12 вольт не пошло на 5 вольт), если куллер высокооборотистый - от 2000 оборотов, то можете смело запитать от 3,3 вольт, (тк он будет крутиться на 1000 оборотов в простое - это не нужно и это превращает БП в некий пылесос, который надо будет очень часто чистить, да и дешёвые вентилляторы долго не проработают на таких оборотах) и параллельно впаивается термостат JUC-31F-60-H (норм. разомкн.) запитанный от 12 вольт тоже через диод, чтобы не замкнуть 12 и 5 вольт, в простое куллер будет крутиться тихо, в нагрузке на полную т.к. термостат замкнёт цепь 12 вольт на куллер, также можно поступить и с процессорным куллером, либо если процессор в простое не сильно греется, просто поставить термостат в разрыв красного провода, тогда куллер будет стартовать при 60 градусах и отключаться при остывании, такая схема применяется в башенных куллерах  Arctic Cooling.

10) Фирмы DEEPCOOL и XILENCE  порой балуются, указывая на коробке гидродинамический подшипник(который тоже не требует смазки пользователем), но при разборке там обычная втулка - будьте осторожны !

11) Отличная статья для людей с инженерным складом ума про подшипники различные - http://www.detalmach.ru/lect7.htm.

Техническая


Понедельник 13 ноября 2017

[Просмотров: 190]

Источник: code-info.ru